В корзине пусто
Для жителей Волгограда
+7 (8442) 33-16-26
+7 (902) 3-125-135
Для остальных регионов
+7 (902) 3-125-135

Детская гимнастика для осанки

В одной из своих автобиографических книг польская писательница Иоанна Хмелевская рассказывает такую историю. В саду на скамейке сидели взрослые и пятилетняя девочка. После продолжительного сидения на скамейке девочка сказала: "Я устала, мне нужно немного побегать". Взрослым такое высказывание девочки показалось очень забавным. На самом деле, здесь нет ничего смешного. Это нормальная реакция детского организма на длительное пребывание в статичной позе. Научно доказано, что статическая выносливость детского организма относительно невысока. Например, ребенку младшего школьного возраста очень сложно сохранять статическую позу даже в течение пяти минут.

Но проблема продолжительных статических нагрузок в процессе школьного обучения заключается не только в повышенной утомляемости ребенка. Если занятия школьника проходят за столом или партой, которые не соответствуют его антропометрическим параметрам (росту, длине руки и пр.), то это неизменно приведет к нарушениям осанки. Это подтверждает и статистика. Согласно результатам профилактических осмотров, у 50% детей наблюдаются те или иные нарушения осанки, связанные с неправильной позой во время обучения.

Неправильная осанка – это не только эстетический дефект. Искривление позвоночника приводит к сдавливанию внутренних органов. А это оборачивается нарушениями в деятельности дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы. При неправильной осанке внутренние органы ребенка находятся в состоянии постоянной гипоксии (кислородного голодания) и недостаточного питания. В результате у ребенка могут возникать головные боли, слабость, апатия, нарушения аппетита.

Гигиенисты выделяют несколько причин нарушения осанки у школьников. Среди них называют нерациональное питание, которое приводит к дистрофии мышечного аппарата, высокие учебные нагрузки, из-за которых ребенок проводит слишком много времени за приготовлением уроков, а также слишком большой вес школьного портфеля. Но главными причинами плохой осанки считается отсутствие надлежащих физических нагрузок и сидение за неудобной партой, которая не соответствует росту школьника.

Развивающийся организм ребенка чутко реагирует на любые факторы, влияющие на здоровье. Поэтому именно в это время очень важно привить ребенку основные навыки для выработки здоровой осанки. Важную роль в выработке правильной осанки играет профилактическая гимнастика. Упражнения профилактической гимнастики можно разделить на две группы – упражнения для контроля осанки и корректирующие упражнения.

Ребенка нужно приучить постоянно контролировать положение своего тела. При правильной осанке позвоночник должен иметь физиологический изгиб в поясничной области, а в анфас – представлять собой прямую линию (позвонки не должны быть смещены ни влево, ни вправо). Существует несколько простых упражнений для эффективного контроля осанки, которые ребенок может легко запомнить и выполнять самостоятельно:

- ребенок становится спиной вплотную к двери (или стене без плинтуса). При правильной осанке тело должно соприкасаться с плоскостью в пяти точках: затылок, спина в районе лопаток, выступающие точки ягодичных мышц, выступающие части мышц голени, пятки. Желательно, чтобы ребенок провел в такой позе не менее 1-2 минут, чтобы тело «запомнило» правильное положение. На начальной стадии занятий упражнение нужно повторять несколько (не менее трех) раз за день. В дальнейшем это контрольное упражнение можно выполнять реже – один раз в несколько дней;

- на голову ребенка положите небольшой плоский предмет (например, нетяжелую книгу в твердой обложке). Пусть ребенок походит по комнате, стараясь не уронить предмет с головы. Это упражнение поможет научиться контролировать осанку во время ходьбы. Такое упражнение нужно выполнять 3-5 минут несколько раз в день;

- когда ребенок находится в положении стоя, положите ему на голову нетяжелый плоский предмет. Пусть ребенок, удерживая на голове предмет, опустится сначала на колени, а затем сядет на пятки. Такое упражнение поможет научиться сохранять правильную осанку в момент изменения положения тела (например, со стоячего положения на сидячее).

Существует несколько комплексов корректирующей гимнастики для школьников. Но все они включают упражнения для восстановления кровообращения в конечностях, дыхательные упражнения (профилактика гипоксии), а также упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета спины. Комплекс упражнений нужно начинать с ходьбы на месте (продолжительность упражнения около одной минуты). Ходьбу нужно выполнять достаточно активно, с высоким подъемом коленей. Одно из самых распространенных (и достаточно эффективных) дыхательных упражнений выполняется следующим образом:

- ребенок стоит в исходной позиции (руки опущены вниз, ноги на ширине плеч). Затем он поднимает прямые руки через стороны вверх, совершая в этот момент глубокий вдох и потягиваясь. При опускании рук вниз ребенок должен сделать выдох. Упражнение можно усложнить, поднимая и опуская руки со сцепленными пальцами (в этом случае в исходной позиции руки держат перед грудью). Такое упражнение не только обеспечивает организм кислородом, но и укрепляет мышцы грудного отдела.

Упражнения по ходьбе хорошо восстанавливают кровообращение в нижних конечностях и органах малого таза, что способствует правильному развитию органов половой системы. Подбирая комплекс корректирующих упражнений для своего ребенка, желательно посоветоваться с участковым педиатром или семейным врачом. Специалист поможет подобрать оптимальный комплекс упражнений, исходя из физического состояния ребенка.

Одна из главных задач родителей – правильно мотивировать школьника на занятия гимнастикой. В младшем школьном возрасте для ребенка особенно важно ощущать одобрение родителей. Поэтому получение похвалы может стать одним из главных стимулов для занятий профилактической гимнастикой. Родителям нужно отмечать успехи ребенка, хвалить его за своевременно и правильно выполненные упражнения. Хороший эффект дает также мотивация "на результат". Ребенку нужно объяснить, что занятия гимнастикой сделают его красивым и ловким, помогут завоевать авторитет среди сверстников.

Итак, профилактическая гимнастика помогает ребенку научиться сохранять красивую осанку и правильное положение тела. Но эффект от физических упражнений может в значительной степени уменьшаться, если в процессе обучения ребенок пользуется неприспособленной и неудобной рабочей мебелью. Ведь мышцы ребенка будут "запоминать" неправильное положение тела, которое он принимает за рабочим столом. Поэтому приобретение качественной эргономичной мебели для школьника является одним из важнейших факторов профилактики сколиозов, кифозов и других искривлений позвоночника.

Один из лучших образцов мебели для школьников – продукция немецкой компании moll. Разрабатывая эту мебель, производитель, в первую очередь, учитывал именно эргономические и гигиенические требования к рабочему месту школьника. Столешница столов moll оснащена механизмом регулировки высоты, что позволяет изменять параметры рабочего стола по мере роста ребенка. Еще одна важная особенность этих столов – возможность менять угол наклона столешницы. Увеличивая угол наклона столешницы, ребенок может приблизить к глазам книгу или тетрадь, не изменяя при этом положение спины (не наклоняясь и не сутулясь).

Говоря о нарушениях осанки школьников, мы нередко забываем о проблемах детей-левшей, которым приходится постоянно приспосабливаться к "правостороннему" миру. Неудобное (праворукое) расположение тумб, ящиков и фурнитуры письменных столов приводит к тому, что ребенок-левша постоянно совершает набор противоестественных для себя движений, что также становится причиной нарушений осанки. Но те родители, которые решили приобрести мебель от moll, никогда не столкнутся с этой проблемой. Производитель позаботился о том, чтобы подвесную тумбу без проблем можно было смонтировать и с правой, и с левой стороны стола.

Стулья от moll по своим эргономическим качествам ничуть не уступают рабочим столам. Их также можно регулировать по высоте, подгоняя параметры стула в соответствии с ростом ребенка. Механизмы, которыми оснащен стул, позволяют регулировать не только высоту, но и глубину сидения, что обеспечивает ребенку правильную посадку.