В корзине пусто
Для жителей Волгограда
+7 (8442) 33-16-26
+7 (902) 3-125-135
Для остальных регионов
+7 (902) 3-125-135

Профилактика нарушений осанки

В старину, отмечая красивую стать и представительный вид человека, о нем говорили "осанистый". Это понятие подразумевало и умение держать себя, и подтянутую, стройную фигуру, и красоту движений. Человек с красивой, правильной осанкой всегда привлекает внимание окружающих. Осанка – это положение человека, которое он бессознательно принимает при ходьбе, в сидячем или стоячем положении. На формирование осанки влияют несколько факторов. В первую очередь, она зависит от наследственных признаков. Но, с другой стороны, осанка может изменяться в течение жизни человека, в зависимости от его двигательной активности, специфических особенностей профессии и влияния различных внешних факторов.

Не всякий из нас задумывается о том, что осанка формируется в процессе сложного взаимодействия разных групп мышц. Недостаточное развитие какой-либо группы мышц неизменно приведет к нарушениям осанки. К сожалению, большинство современных людей ведут малоподвижный, сидячий образ жизни. Естественно, что недостаток двигательной активности сказывается, в первую очередь, на состоянии мышечной системы. Особенно от малоподвижного образа жизни страдает здоровье школьников, которые из-за насыщенной учебной программы много времени проводят в сидячем положении.

Какие же факторы особенно активно влияют на формирование осанки школьника? Специалисты выделяют три таких фактора: двигательный режим, рабочая поза и постоянное ношение тяжелых предметов (в данном случае, школьного рюкзака). Как показывают исследования, одним из самых распространенных нарушений осанки у школьников (около 30% от общего количества нарушений) является “плоская спина”. Это нарушение характеризуется сглаживанием естественных изгибов позвоночника (в частности, в поясничном отделе). Этот тип нарушений во многом связывают с неправильной посадкой во время рабочего процесса. Дальше по статистике следуют такие нарушения, как сутулость (обусловлена неправильной рабочей позой и нарушениями двигательного режима), кифотическая и ассиметричная осанка.

Неправильная осанка приводит к достаточно серьезным последствиям. Если грудной отдел позвоночника постоянно находится в согнутом положении (например, при кифозе), часть легких сдавливается. Из-за этого уменьшается полезный объем легких, организм хуже снабжается кислородом. А это чревато патологическими изменениями во внутренних органах, в первую очередь, нарушением работы кишечника и органов пищеварения. От недостатка кислорода страдает и мозг – у ребенка ухудшается память, появляется быстрая утомляемость, сонливость. Кроме того, ребенок с дефектами осанки оказывается предметом насмешек среди своих одноклассников, а это может стать причиной нежелания ходить в школу и потери интереса к обучению.

Для того чтобы предупредить развитие нарушений осанки, родители должны правильно организовать двигательный режим ребенка, обеспечить школьника качественной эргономичной рабочей мебелью, а также проводить периодические осмотры ребенка с целью раннего выявления нарушений осанки.

Организация двигательного режима подразумевает чередование статических и динамических нагрузок, а также создание условий для разгрузки и релаксации мышц спины. Детям младшего школьного возраста после прихода из школы и обеда рекомендовано полежать от 40 минут до часа. Лежачее положение поможет снять напряжение в мышцах спины, восстановить нормальное кровообращение в межпозвоночных дисках.

При выполнении домашних заданий ребенок должен делать перерывы каждые 40-45 минут. Во время перерыва нужно сделать несколько гимнастических упражнений, направленных на восстановление кровообращения в кистях рук и нижних конечностях. Это может быть ходьба на месте, интенсивное потряхивание кистями рук, сжимание-разжимание кулаков. Можно выполнить также несколько неглубоких наклонов вперед и дыхательные упражнения.

Крайне важно, чтобы ребенок освоил правильную рабочую позу и принимал ее всегда при письме или чтении. При занятиях за рабочим столом ребенку должна быть обеспечена максимальная опора для ягодичных мышц, ног и предплечий рук. Высоту стула нужно подобрать так, чтобы обе ступни ребенка полноценно опирались о пол или специальную подставку. Проследите, чтобы поза школьника была симметричной. Колени должны быть согнуты под прямым углом. При правильной посадке спина ровная и прямая, предплечья рук симметрично опираются о столешницу. Нельзя, чтобы ребенок перемещал вес на одну ягодицу, подкладывал под себя руку или свешивал одну руку со стола. Такие положения называются “порочные позы” и они неминуемо приводят к нарушениям осанки.

Важную роль в профилактике нарушений осанки играет правильно подобранная рабочая мебель. Ведь если высота стола или стула не соответствует росту школьника, он при всем своем желании не сможет принять правильную позу при чтении или письме. Желательно приобрести для ребенка рабочую мебель (стол и стул), которую можно регулировать по высоте. Немецкая компания moll предлагает различные варианты столов и стульев для школьников. Представленные модели школьной мебели различаются определенными функциональными особенностями и дизайнерскими решениями. Но все их объединяет одно общее свойство – параметры столов и стульев можно отрегулировать в зависимости от физических данных ребенка. В столах регулируется высота и наклон столешницы, в стульях – высота, глубина сидения и угол наклона спинки. Механизмы регулировки очень надежны, поэтому приобретенная мебель будет исправно служить школьнику от первого до десятого класса.

Родители могут объяснить ребенку основные принципы правильной регулировки мебели и научить его пользоваться механизмами. И в дальнейшем ребенок сам сможет подгонять высоту и другие параметры мебели moll в соответствии со своими потребностями. С мебелью moll в заботу об осанке ребенка можно внести элемент учебно-познавательной игры. Например, попросить ребенка самостоятельно отрегулировать мебель, а затем вместе с ним проверить, правильно ли подобраны параметры. В этом случае ребенок почувствует свою сопричастность к процессу и будет сам заинтересован в том, чтобы контролировать параметры мебели и свою осанку. Конечно, если ребенок все выполняет правильно, его нужно поощрять похвалой или маленьким сюрпризом (это особенно важно для самых маленьких учеников, которые не так давно вышли из детсадовского возраста).

Рациональная организация места на рабочем столе также имеет немаловажное значение в профилактике нарушений осанки. Желательно, чтобы большинство необходимых принадлежностей ребенок мог достать, лишь незначительно изменяя основную рабочую позу. Производители мебели moll предусмотрели и этот аспект. Рабочие столы оборудованы множеством функциональных дополнений, таких как приставные и навесные элементы, а также удобные ящики-пеналы. Размер и конфигурацию ящиков-пеналов можно выбрать на свое усмотрение из представленных образцов. Интересный элемент для оптимизации места на рабочем столе – конструкция, в которой совмещены открытая полка и направляющие, на которые подвешиваются ящички с несколькими отделениями. Стойки конструкции монтируются на боковины стола, в верхней части устанавливается полка, а ниже – направляющие. В навесные ящики можно поместить различные мелочи. А в случае необходимости ящик можно передвинуть так, чтобы нужные предметы находились под рукой.